Как создать комфортную среду в корпоративном обучении

Как создать комфортную среду в корпоративном обучении

Наступившая эра цифровой реальности внесла в нашу жизнь огромное количество изменений. И в том числе, она существенно расширила возможности для обмена опытом и привела к накоплению солидного багажа практических решений в сфере дистанционного образования.

С начала двухтысячных «e-learning» активно внедрялся в сфере корпоративного обучения, и если в начале пути все сводилось к тому, чтобы «залить» контент на внутренний портал, то в последние десять лет произошёл сдвиг в сторону разработки интерактивных и вовлекающих материалов.

По результатам исследования компании «Делойт», которое проводилось в 130 странах среди более чем 7 тысяч руководителей компаний и HR-директоров, 74% респондентов назвали управление персоналом в новой цифровой реальности в качестве ближайшего приоритета развития, 42% компаний ведут работу по оптимизации систем управления кадрами для поддержания «мобильного» и своевременного обучения, 59% осуществляют переход на мобильные системы для обеспечения простоты их использования сотрудниками всех уровней.

Но давайте обратимся к исследованию PWC - Digital IQ, которое проводится уже в течение 10 лет. Результаты исследования говорят о том, что многие предприятия осознают, что они просто не готовы к внедрению технологий следующего поколения. Для успешной конкуренции в цифровой среде необходимо, чтобы все сотрудники обладали базовым набором навыков для работы с новыми технологиями. Однако, по словам респондентов, их сотрудникам не хватает знаний во многих важных сферах деятельности. 63% руководителей утверждают, что нехватка высококвалифицированных специалистов уже мешает или может помешать компании в процессе цифровой трансформации.

Но только ли в цифровизации - секрет успеха? Взрослого человека невозможно заставить учиться. Если сотрудник не понимает или не видит ценности обучения, то эффективность прохождения курсов равна нулю, а с точки зрения бизнес-показателей – это «деньги на ветер». Конечно, можно сказать, что таких сотрудников надо уволить и набрать других. НО где быстро найти адекватную замену? Возможно, проблема не в людях, а в системе?

Эксперты в сфере образования признают, что мало дать полезную информацию, её нужно завернуть в привлекательную для слушателя оболочку. Большинство обучающих курсов создается на основе шаблонов, где не учитывается такая важная для слушателей потребность, как именно комфортная среда обучения. Слушатель курсов – самая главная фигура, и термин «ориентация на ученика» наконец-то становится основополагающим в индустрии. Общаясь с участниками на одном из наших форумов, я услышал мысль, что многие не совсем правильно понимают, что такое геймификация и вовлечение в процессе обучения. Это не добавить какие-то мини-игры или ачивки в скучный электронный курс. Задача стоит сложнее - для настоящего вовлечения слушателя необходимо учесть его запросы, как к структурированности информации и её подаче, так и к визуальной форме. К сожалению, эту важную мысль не всегда берут в расчет и продолжают создавать контент с модной инфографикой и «свистелками», совершенно не учитывая реальных запросов своей целевой аудитории.

Потребность в формировании качественных знаний привела к появлению такой дисциплины, как педагогический дизайн. Курсы, построенные на принципах педагогического дизайна, учитывают запросы целевой аудитории и призваны создать комфортную рабочую среду для обучения. В его основе лежит системное построение учебного процесса с использованием данных об эффективности обучения – принципы, которые описал в своей книге американский психолог Роберт Ганье. Для этого еще на стадии проектирования обучающих материалов проводится сбор и анализ реальных знаний, компетенций и запросов слушателей. Основная цель курса – это четкое понимание полученных знаний и их последующее применение на практике. Роберт Ганье выделил 9 основных принципов для создания по-настоящему эффективного обучающего контента:

Привлечение внимания

Предложите ученикам рассмотреть содержательную проблему, используйте мультимедийные возможности для привлечения внимания. Это поможет сделать урок более основательным, а деятельность более мотивированной.

Определение целей обучения

Сформулируйте цель обучения для обучающихся. Опишите умения, которые они получат в ходе изучения материалов, как в дальнейшем можно будет применить полученные знания. Это поможет ученикам самостоятельно оценивать информацию и лучше ее воспринимать.

Обращайтесь к знаниям, которые уже есть

Напоминайте учениках о фактах, правилах, навыках, о которых они уже знают и которые связаны с изучаемой темой.

Представление изучаемого материала

Представляйте изучаемый материал при помощи текста, графики, фотографий, анимаций. Разбивайте информацию на фрагменты, избегайте перегрузки и переполнения памяти, повторяйте и напоминайте.

Руководство обучением

Обеспечьте ученикам поддержку советами и руководствами для учебы.

Проверка новых знаний на практике

Дайте ученикам возможность использовать полученные знания на практике.

Обратная связь

Корректируйте ответы учеников, анализируйте их поведение.

Оценка выполнения

Оценивайте выполнение тестов и заданий по пройденному материалу. Сообщайте ученикам общую информацию об успехах в учебе.

Сохранение и перенос полученных умений.

Знакомьте ученика со сходными проблемными ситуациями, создавайте условия для дополнительных практических занятий с использованием полученных знаний и навыков. Создавайте ситуации, в которых ученик будет вынужден переносить навыки и умения в новые области.

О применении современных подходов в обучении, и в том числе о практике использования принципов педагогического дизайна, 13-15 сентября расскажут эксперты-практики в рамках Всероссийского форума по обучению и развитию персонала Корпоративное обучение и развитие персонала 2023.

Перейти к мероприятиям

Читайте также
Смотреть все статьи
Подписаться на новости конференции

Будьте в курсе самой свежей информации, специальных ценовых предложениях и конференциях компании InterForum

Бизнес конференции
и форумы в Москве

Компания InterForum создает бизнес конференции и форумы, позволяющие участникам получить доступ к уникальной информации, необходимой для адекватных реакций на вызовы рынка и принятия компетентных бизнес-решений.