Порхай как бабочка: почему it-команды стали медленными?
Выступление Павла Гнедкова, руководителя RnD Tinkoff ID, ТИНЬКОФФ, в рамках III Всероссийского форума по проектному управлению PROJECT MANAGEMENT FORUM 2023, 28-30 июня.
На реализацию проектов большинству крупных российских компаний требуется всё больше времени и денег. Разберемся, почему это происходит и как бороться с этой тенденцией.
Содержание:
Что влияет на скорость проекта?
Что предпринять для сокращения T2M?
Как изменилась работа руководителя проекта?
Что влияет на скорость проекта?
Показатель Time to market характеризует то, как быстро можно реализовывать проекты. Time to market MVP в большой корпорации в среднем составляет около года. Этот срок складывается из-за проблем с удаленкой, недостатка высококвалифицированных сотрудников, бюрократизации, накопленного бэклога, усложнения систем. Но на самом деле основная проблема состоит в том, что внутри любой компании уже распределено так много различных команд и подплатформ (можно сказать других бизнес-линий), что при начале любого проекта вам приходится увязывать часть изменений с каждой из этих команд.
По статистике около 10% времени уходит на ожидание бэклога анализа. При этом у многих руководителей проектов, которые приходят в компанию, нет своей команды, т.е. они высаживаются на проект и управляют другими командами в рамках этого проекта. Работа аналитика занимает примерно 8 часов. Ещё 40% времени занимает приоритизация бэклога у внешней команды разработчиков. По факту больше половины времени занимает просто ожидание бэклога. Еще 30% — это заложенные риски различного рода. И только 20% — это непосредственно выполнение и дебаг.
Что предпринять для сокращения T2M?
Есть различные варианты решения того, как приоритизировать свои задачи у других команд. Один из них — это хорошая аналитика, при которой проводятся подробные опросы у аудитории, ведется сбор доказательной базы. Тут есть риск столкнуться с тем, что весь анализ окажется нерелевантен для приоритизации задачи.
Следующий способ хорошо дополнит первый. Надо изучать KPI нужных команд для приоритизации и подстроить проект так, чтобы соблюсти стратегию win-win. Как показывает практика, это не всегда работает. В некоторых ситуациях интересы команд могут идти вразрез с потребностями проекта.
Эскалация. Этот способ присутствует во всех учебниках по управлению проектами. Заключается он в решении проблемы у руководства. Но в реальности руководителей, которые хотят через топов повлиять на приоритизацию, слишком много, чтобы способ был эффективен.
Остается то, о чем почти не говорят в публикациях или при обучении на руководителя проекта. Эти реальные лайфхаки о которых не пишут в книжках.
Во-первых, руководитель проекта должен каждый день ходить на обеды со всеми ЛПРами своих задач, потому что зачастую это единственная возможность обсуждать с ними ваши задачи в неформальной обстановке.
Второй лайфхак — это использование внутренней рекламы. Внутренние дайджесты, баннеры на корпоративном портале, реклама на телевизоре в офисе — всё это очень помогает приоритизировать проекты.
Также если у вас есть бюджет на фирменную одежду с названием проекта или продукта, то первыми её должны получить ЛПРы по вашим задачам.
Как изменилась работа руководителя проекта?
Во многом проблема снижения скорости возникла из-за того, что компании настолько разрослись, что возникает это понятие — внутренний PR, и происходит борьба за ресурсы между командами. В результате руководитель проекта уже не просто управляет задачами в Jira, а представляет свой проект и рассказывает о том, почему именно его проект важен и нужен.
Когда человек проходит собеседование, он рассказывает о своём знании большого количества фреймворков, но в реальности руководители проекта работают с более базовым набором вещей. Это одно из проявлений проблемы излишней бюрократизации и высокой отчетности. Руководитель проекта много рассказывает о навыках и умениях, но в действительности основным инструментом оказывается Excel, а главный способ приоритизации задачи — это устный диалог.
Необходимо расширять понятие PM. Project manager это еще и маркетолог, и пиарщик. В первую очередь это человек, который управляет и приоритезирует свой продукт всеми доступными способами.
Бизнес конференции в Москве в 2023-24 году, список в формате PDF