
Мы привыкли, что обучение — прерогатива детей, да и «педагогика» определяется как наука о воспитании, образовании и развитии человека в основном в детстве и юношестве. В противопоставление ей существует андрагогика — наука обучения взрослых. Ведь учиться, менять профессию и строить карьеру можно всю жизнь. В этой статье мы расскажем, как появилась андрагогика, в каких аспектах она отличается от педагогики и как может использоваться в корпоративном обучении.
История науки
Понятие «андрагогика» ввел немецкий ученый Александр Капп в 1833 году. Тем не менее считается, что науку создал американский преподаватель Малколм Ноулз. В 1973 году он выпустил книгу The Adult Learner о том, как нужно учиться взрослым. В 1981 году Джек Мезиров придумал теорию обучения во взрослом возрасте, а профессор Джон Хеншке продолжил изучать этот вопрос.
По сути, андрагогика изучает закономерности освоения знаний и навыков взрослыми. Она стала популярна в последние десятилетия. Это обусловлено тем, что реалии изменились: раньше люди всю жизнь работали на одном месте, выполняя монотонную работу, поэтому у них не было необходимости постоянно получать новые знания. С 80-х годов прошлого столетия предприятия стали выходить на мировой рынок, изменились технологии и способы производства. Это привело к тому, что людям пришлось быстро переучиваться.
Статистика такова, что за последние пятнадцать лет мир изменялся быстрее, чем в предшествующие сто. Так, к 2010 году было создано 1,5 зеттабайт информации, что можно приравнять к 34 миллиардам смартфонов с самым внушительным объемом памяти. Если развитие человечества будет продолжаться с такой же скоростью, то к 2025 году оно создаст 175 зеттабайт информации. Эту цифру трудно будет выразить в величине, понятной человеческому мозгу. Такие огромные массивы данных и их доступность изменили привычное отношение к новой информации.
Механистические навыки и энциклопедические знания уже не так актуальны, как раньше. Требуется развитие другой формы навыков — метанавыков, которые помогут синтезировать информацию из разных областей, соединить их с собственным опытом.
Энциклопедические знания утратили свою актуальность. На смену им пришли метанавыки. Если отбросить необходимость адаптироваться к реалиям и вернуться к практической пользе, то ценность андрагогики можно оценить и здесь. Дело в том, что дети не задумываются о пользе новых знаний, а воспринимают их как инструменты, которые помогают выполнить задание или получить хорошую отметку. Взрослый же человек осознает, зачем ему нужны новые знания: прежде всего для решения будущих задач.
Андрагогическая модель Ноулза
Первая книга американского преподавателя Малколма Ноулза «Взрослый ученик», выпущенная в 1973 году, пережила своего автора, прошла несколько изданий и переизданий. В своем творении Ноулз привел ключевые мысли о том, как и почему учатся взрослые люди. Они легли в основу принципов обучения последователей андрагогики.
В ранней версии содержалось только четыре позиции. В следующих книгах Ноулз добавил еще две. В итоге получились следующие основы андрагогики:
- Самооценка учащихся. Взрослые — зрелые личности, у которых есть ценности, цели и жизненный опыт. Каждый человек имеет определенную самооценку, чувство собственного достоинства и хочет, чтобы к нему относились соответствующим образом. Взрослые учащиеся понимают, что несут ответственность за свои решения.
- Опыт учащихся. То, что люди делают и знают, влияет на процесс их обучения. Каждый взрослый пропускает информацию через призму своего жизненного опыта. Если она соответствует ранее полученным знаниям, то человек быстрее их усвоит. Когда они противоречат опыту, процесс обучения замедляется.
- Готовность обучаться. Взрослые становятся готовы к занятиям, когда сталкиваются с жизненными ситуациями, показывающими, что нужно учиться чему-то новому.
- Ориентация на обучение. Взрослые ценят знания, которые можно использовать в жизни для решения определенных задач и проблем.
- Необходимость знать. У взрослых есть потребность в самонаправленности и самостоятельности. Они хотят держать процесс обучения под контролем. Взрослым важно знать, зачем им нужно обучение, почему надо учиться именно этому и какую пользу принесут новые знания.
- Мотивация. Для взрослых внутренние мотиваторы эффективнее, чем внешние. Иначе говоря, взрослые обучаются, только когда захотят этого сами.
Реализация принципов Ноулза в корпоративном обучении
Представленные 6 принципов андрагогической модели Ноулза используются в корпоративном обучении. Они позволяют разработать образовательные продукты и форматы, соответствующие ожиданиям взрослых учащихся.
Активно обучающихся взрослых можно отнести к поколению миллениалов, то есть родившемуся в период с 1984 по 2000 год (поколение Y). Разрабатывая образовательные решения для данной демографической когорты, нужно учитывать особенности ее представителей:
- миллениалы предпочитают получать информацию в удобное для себя время, поэтому выбирают не очное обучение, а дистанционное, а вместо классических лекций — вебинары;
- они не хотят тратить на курсы и занятия годы;
- доступ к новым знаниям должен быть возможен с любого мультимедийного устройства;
- обучение должно базироваться на изображениях, картинках и графике, а не на профессиональной литературе;
- в обучении нужно использовать игровые техники и элементы для решения неигровых задач.
Отличия андрагогики от педагогики
Разницу выделил еще Малколм Ноулз. Сравним отличия этих двух наук в таблице:
Критерий сравнения |
Педагогика (обучение детей) |
Андрагогика (образование взрослых) |
Назначение знаний |
Это инструменты для выполнения заданий и получения хороших оценок |
Это инструменты, позволяющие решить будущие задачи. Важно понимать, как использовать новую информацию |
Мотивы для обучения |
Необходимость получить новые знания, чтобы выполнить контрольную работу |
Готовность изучать то, что потом пригодится в жизни |
Представление о себе |
Ребенок зависит от педагога. Самостоятельность появляется по мере взросления |
Взрослый понимает ответственность за собственные решения |
Важность прошлого опыта |
Не имеет значения. Важны знания учителя либо автора учебного материала |
Важен профессиональный и жизненный опыт человека, который обучается |
Фокус внимания |
Фокус сосредоточен на отдельных учебных предметах |
Внимание направлено на решение задач, которые помогут разрешить трудности в жизни |
Мотивация |
Выражается во внешней форме, например в виде одобрения учителя |
Выражается во внутренней форме, например в самоуважении |
Принципы андрагогики
Существует 11 принципов андрагогики:
- Приоритет самостоятельного обучения. Взрослый человек учится прежде всего для себя. Он сам знакомится с учебными материалами, запоминает термины, классификации и понятия, осмысливает новые знания.
- Самостоятельная деятельность обучающегося с педагогом и одногруппниками при подготовке к обучению и во время него. При этом важно выяснить, как обучающийся и его руководитель смотрят на процесс обучения в андрагогике.
- Использование положительного жизненного опыта. Данный принцип сводится к тому, что все полезные знания, накопленные в процессе жизни, должны использоваться в обучении.
- Индивидуальный подход. При обучении нужно учитывать социальный статус, профессиональный опыт, финансовые возможности и другие характеристики ученика. Чтобы сделать это, можно провести предварительное интервью.
- Свобода выбора. Обучающийся сам определяет сроки, время, методы и критерии оценки результатов учебы.
- Рефлексия. Ученик должен сознательно относиться к обучению, быть заинтересованным в получении новых знаний.
- Востребованность. Те навыки и знания, которые хочет получить взрослый, обязаны иметь практическую ценность.
- Система. Все составляющие обучения (методы, время, сроки, критерии оценки результатов) должны входить в единую систему.
- Корректировка шаблонов. Каждый взрослый имеет определенные личностные установки. Преподаватель должен учитывать их и, если нужно, корректировать.
- Актуальность. Получаемые знания и навыки должны быть не только востребованы, но и актуальны. То есть ученик может применить их сразу после получения.
- Развитие. Любое обучение нацелено на получение нового опыта, саморазвитие личности и обретение новых способностей.
Хотя в андрагогике первая роль в обучении отводится ученику, учитель также имеет важное значение. Так как процессы восприятия, мышления и запоминания у взрослых протекают менее продуктивно, чем у ребенка или подростка, то важная роль отводится методам, способам обучения, использованию мнемонических приемов запоминания. От того, как преподает учитель, зависят результаты усвоения информации.
Технологии обучения взрослых
В педагогике чаще всего применяется пассивный метод, в котором главная роль закрепляется за педагогом: он обучает ребенка и оценивает качество выполненной им работы. Технологии обучения взрослых в андрагогике бывают двух видов:
- Активный. Педагог вызывает обучающихся на диалог. Самые подходящие формы — дидактические игры и кейсы.
- Интерактивный. Подразумевает тесное взаимодействие учеников с учителем. Преподаватель организует, а также регулирует занятие. Оптимальные формы — круглый стол и дебаты.
Особенности обучения взрослых
Обучая взрослых, преподаватель должен учитывать их индивидуальность, жизненный и практический опыт, моральные принципы и социальные ограничения. Образовательный подход основан на гармоничном и сознательном развитии уже готовой личности, а не на ее приведении в соответствие требованиям институтов, государства и организаций.
Взрослые люди иначе относятся к настоящему, прошлому и будущему, так как имеют богатый жизненный опыт. Вся поступающая информация проходит через него. У взрослых не такие задачи, как у детей: им нужно заботиться о своих близких, готовить еду и так далее. Они обучаются ради успешного будущего, поэтому осознанно подходят к обучению.
Перед тем как приступить к получению новых знаний, взрослому желательно разобраться в принципах андрагогики. Это позволит ему обучаться, не сковывая себя схемами и методами обучения, которые использовались в школе.
Особенность обучения взрослых в андрагогике в том, что каждый учащийся может сам разработать образовательную стратегию и корректировать ее в течение жизни.
Как взрослому создать комфортные условия для обучения
Для создания благоприятных условий обучения можно выполнить такие упражнения:
- Вспомнить свой опыт получения образования и выбрать, в какие моменты учиться было комфортно, а в какие — неприятно. Ответить, почему учеба не приносила радости. Оценить не только интересность информации, но и ее формат и каналы, через которые она поступала (визуальный, кинестетический или аудиальный). Подумать, как удобнее было учиться: одному или в группе. Учитывать события, которые могли оказать влияние на обучение, вызвав эмоции. Найти закономерности и составить таблицу:
- в левый столбец — вписать все положительные составляющие образовательного опыта (это и будет идеальная среда обучения);
- в правый — все негативные составляющие образовательного опыта (это будет худшая среда обучения).
- Организовать получение и передачу обратной связи. Новые знания хорошо усваиваются, если свой прогресс можно обсудить с другими. Обратную связь можно получать в семье или на работе либо найти единомышленников в интернете, например, начать вести свой блог, чтобы общаться с читателями и слушателями. Еще вариант — встретиться с кем-либо из экспертов отрасли, в которой идет обучение (лично или на профильном мероприятии).
- Выявить индивидуальные особенности. Познание своей личности поможет в обучении. Разобраться в себе проще, используя практики саморефлексии или пройдя тесты, например, от Майер-Бриггс на определение типа личности или Тест HBDI исходя из когнитивных предпочтений. В любом случае к тестированию нужно отнестись критически, так как ни один тест не может раскрыть все особенности личности человека.
Корпоративное обучение персонала невозможно без применения принципов современной андрагогики. При этом преподавателю нужно учитывать жизненный опыт каждого сотрудника, его цели и установки.
Создание системы корпоративного обучения повышает производительность работы и обеспечивает успешную реализацию бизнес-целей. Чтобы знания были востребованными и актуальными, преподаватель должен работать в соответствующем секторе, заниматься внедрением новых инструментов и решением текущих задач, то есть владеть практическими знаниями.
Такие люди работают в компании «ИнтерФорум». Мы приглашаем вас и ваших сотрудников пройти эффективное обучение в вашей отрасли, подготовиться к меняющимся реалиям и достигнуть необходимых показателей. В обучении мы руководствуемся практическими навыками, актуальными для определенной сферы бизнеса.
Чтобы получить подробную информацию, позвоните по телефону, указанному на сайте.