Обучение гибкости, как развить умение придумывать решения в ответ на текущие изменения и научить сотрудников делать это быстро и устойчиво?

Обучение гибкости, как развить умение придумывать решения в ответ на текущие изменения и научить сотрудников делать это быстро и устойчиво?

Выступление Альбины Джалиль, со-основателя и директора по будущему, TRAINING × DEVELOPMENT GROUP, в рамках VI Всероссийского форума КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА 2023, прошедшего в Москве 13-15 сентября.

Все сталкивались с огромным количеством сервисов на основе искусственного интеллекта, которые генерируют картинки, тексты, решения. Чем мощнее становятся эти инструменты, тем важнее способность придумать идею, которая будет тотально отличаться от того, что придумывают другие.
 

Откуда приходят идеи?

Есть три источника идей: личный опыт, мозги команды и внешний мир. Если говорить про развитие гибкости и креативного мышления, главный фокус — это развитие способности черпать идеи из этих трех источников. Почему мы не используем эти источники?

— Личный опыт

В российских командах очень сильно развит так называемый внутренний цензор, или внутренний критик. Это механизм цивилизации, который появился для того чтобы усваивать правила из внешнего мира и следовать им. Часто он разрастается до таких масштабов, что когда человеку приходит какая-то идея, вместо того, чтобы тут же ее высказать, он тормозит, чтобы избежать критики. В этот момент любая идея умирает и не получает никакого развития.

Любовь к стереотипам, отсутствие нового взгляда и слишком активное думание мешают использовать личный опыт и наработки.

— Мозги команды

Использованию этого источника препятствуют плохой настрой и эгоцентричная неспособность услышать коллег.

— Внешний мир

Абстрактное мышление во взрослом возрасте трудно развивать. В этом помогает трендспоттинг (исследование внешнего мира, анализ информации о внешнем мире, выявление трендов и анализ их развития). У российских команд есть проблемы с абстрактным мышлением. Это приводит к тому, что предлагаемые решения могут быть либо не связаны с тем, что происходит в мире, либо не связаны со стратегией компании. Предложений много, но нет стратегически долгосрочных решений.

Креативность в условиях бизнеса

Рассмотрим момент придумывания и подстройки под новую ситуацию. Есть точка ноль, в которой мы понимаем, что нам нужно придумать новое решение. Это процесс, в котором есть так называемое состояние неопределенности, когда идёт поиск новых подходов, нового вдохновения, решений в других индустриях, изучение ситуации и т.п.

В крупных корпорациях сложно выжить людям с креативным или гибким мышлением. Бизнес-процессы устроены так, что на поставленную ситуацию нужно немедленно предложить решение, практически не предусмотрен момент, когда можно побыть в состоянии неопределенности. В российских командах отсутствие толерантности к этому состоянию неопределенности выше, чем где-либо.

Креативное мышление состоит из этапов, когда нужно включить 2 типа мышления. В состоянии неопределенности включается так называемый дивергентный тип мышления, который отвечает за расширение представления о чем-либо. Люди с превалирующим дивергентным мышлением всё подвергают сомнению и всегда ищут новые подходы. В момент, когда решение найдено, включается конвергентный тип мышления — мышление, которое отвечает за действия, фокусировку, за то, чтобы из концепции составить план действий на основе фактов.

В западных командах больше дивергентов, это связано с образовательной системой. В российской образовательной системе поощряется конвергентный тип мышления. Все методы, которые развивают дивергентный тип мышления, в России надо включать в три раза больше, чем описано в классических методологиях.

Практики для развития дивергентности:

  • Упражнения на вариативность решений
  • Практики импровизации
  • Все практики на развитие эмоциональной компетентности
  • Медитации, йога, фокусировка
  • Трендспоттинг и исследования
  • Прототипирование и тестирование
  • Освоение методов поиска решений
     

Чтобы придумать что-то, мозг и сердце должны быть в состоянии когерентности — излучать один и тот же сигнал. Стресс, критика выбивают из этого состояния и человек начинает искать решение, которое точно сработает, но не придумывает ничего нового.

Культуры креативных команд

Парадокс заключается в том, что мы считаем, что креативность — это отсутствие стереотипов, но при этом к креативным людям и креативу относимся стереотипно. Выделяют 6 типов культур которые производят нестандартные решения: конкурентное R&D, спортивная команда, приказ и контроль, оптимизаторы, трендспоттеры, экспериментаторы. Соответствуют стереотипам только 2 из них: трендспоттеры и экспериментаторы. Это супер дивергентные культуры, которые как правило несфокусированные и им нужны конвергенты в команду.

Каждая из этих культур требует разного приложения, они по-разному выглядят и надо учить их разным вещам.

Способы увеличить шанс на благополучный запуск любой идеи или инициативы в компании

Если у вас стоит задача сделать структуру более гибкой, добиться большей инициативы, запускать больше нестандартных вещей, то очень важно научить лидеров ставить конкретную цель, которая вдохновляла бы остальную команду; учить команды погружаться в ситуацию, проводить исследования в разных сферах; экспериментировать; объединяться с другими подразделениями; внутри компании должен быть человек-драйвер, который поддерживает инициативы и даёт разрешение на то, что не все новые решения будут запущены.

У инновационных компаний по статистике только 1% из предлагаемых инноваций запускается и только 1% из тех, что запустились, выстреливают. Если у вас есть хотя бы 1% идей, о которых можно поразмышлять, то это очень хороший результат.

Бизнес конференции в Москве в 2023-24 году, список в формате PDF

 

Перейти к мероприятиям

Читайте также
Смотреть все статьи
Подписаться на новости конференции

Будьте в курсе самой свежей информации, специальных ценовых предложениях и конференциях компании InterForum

Бизнес конференции
и форумы в Москве

Компания InterForum создает бизнес конференции и форумы, позволяющие участникам получить доступ к уникальной информации, необходимой для адекватных реакций на вызовы рынка и принятия компетентных бизнес-решений.