
Выступление Валерия Афонина, руководителя практики «Цифровое право», ЮК «ЗАРЦЫН И ПАРТНЕРЫ», в рамках B2B MARKETING FORUM 2023 23-24 ноября.
Разберёмся, какими способами в маркетинге могут быть легально использованы нейросети.
Искусственный интеллект с юридической точки зрения
Искусственный интеллект может быть использован во многих сферах. Чтобы избежать проблем при использовании нейросетей, проконсультируйтесь с юристом. Спросите, можно ли осуществить вашу идею. Если ответ отрицательный, то вы разберетесь, в чём проблема и вместе займетесь поиском альтернативного решения. Обязательно обозначьте цель. Понимая, для чего это нужно бизнесу, юрист будет работать на бизнес и помогать развитию, а не тормозить его.
При использовании нейросетей в коммерческой деятельности возникает несколько правовых нюансов. Далее мы рассмотрим каждый из них.
Входящие данные
Легальным ли способом получены данные? Насколько они полные? Какому из режимов, установленных в законе об информации, эти данные соответствуют? Помимо персональных данных и конфиденциальной информации, в организации может быть введён режим коммерческой тайны.
Нейросети — очень удобный инструмент для обработки больших объёмов информации. Однако чаще всего требуется проанализировать финансовые показатели, персональные данные, какие-либо метрики. Скорее всего на эти данные будет установлен особый режим информации, либо они будут попадать под коммерческую тайну.
В судебной практике есть следующий кейс. Работник не успевал закончить работу и переслал информацию на свою личную почту, чтобы заняться этим дома. Его уволили за разглашение коммерческой тайны и взыскали убытки, так как в положении коммерческой тайны были запрещены сообщения, направленные вне контура организации.
Часто нейросети используются для парсинга. Но этого нельзя делать, потому что у всей информации в интернете есть свой режим. Скопировать и использовать дальше — значит нарушить авторское право. Скопировать и не указать источник — значит нарушить исключительное право той компании, которой принадлежит этот текст.
Популярна идея подключить нейросеть к общению в боте. Проблема в том, что действуют определенные требования по законодательству к тому, где должна храниться информация, как должна вестись переписка. Например, есть закон о мессенджерах. Сейчас ФСБ начал всё чаще призывать сервисы, в которых можно вести моментальную переписку, в реестр распространителей информации. В связи с этим у этих компаний возникают определённые обязанности. Что касается чатов, там хранятся персональные данные ваших клиентов, часто они передаются на иностранном сервисе. А сейчас по требованиям Роскомнадзора информация должна храниться и обрабатываться в России.
Пользовательское соглашение
Разработчик нейросети, как и любой программист, предоставляет пользователям правила, по которым вы можете использовать его ресурс. Например, в пользовательском соглашении нейросети Яндекса “Шедеврум” запрещено использование продукта генерации в коммерческой деятельности. Но есть отдельная форма запроса разрешения для использования в коммерческой деятельности. Перед использованием желательно, чтобы юрист ознакомиться с пользовательским соглашением и рассказал вам, какие есть ограничения.
Использование результата
Насколько результат соответствует вашим ожиданиям? В том числе, можно ли этот результат легально использовать? Надо не забывать, что любая нейросеть работает с объемом входящих данных. Например, нельзя просто использовать картинку, сгенерированную Midjourney, потому что у вас не будет авторского права и исключительных прав. Дело в том, что используя нейросеть, вы подписываете пользовательское соглашение и предоставляете права на использование входящих данных, в том числе с целью обучения этой нейросети. Если автор первоисточника, на основе которого нейросеть сгенерировала результат, увидит схожесть со своим произведением, вы можете попасть под требование о нарушении авторских прав. Такое уже случалось раньше. Несколько художников в Америке подали коллективный иск в аналогичной ситуации.
Бизнес конференции в Москве в 2023-24 году, список в формате PDF
#маркетинг #marketing #b2b #маркетинговыекоммуникации #b2bmarketingforum #interforum #interforums