
Выступление Александра Ожаровского, директора проектов и программ, СБЕР, в рамках III Всероссийского форума по проектному управлению PROJECT MANAGEMENT FORUM 2023, 28-30 июня.
Для описания сегодняшнего мира используют акроним BANI. Хрупкий, беспокойный, нелинейный, непостижимый — такой он, новый мир. Сложная геополитическая ситуация, эпидемии, катастрофы, природные катаклизмы стали привычной реальностью.
В целом PMO, как штабная структура, еще не полностью столкнулся с BANI. Как мидл-офис он мог еще не успеть адаптироваться под изменившуюся реальность, и, соответственно, не может эффективно оперировать в изменившемся мире. А это значит, что всё ещё впереди.
Более короткие циклы и рост скорости
Джек Вэлч, экс-CEO в General Electriс, высказал следующую идею: «Если изменения снаружи происходят быстрее, чем внутри — конец близок.» Эта мысль актуальна и для проектного офиса, и для бизнеса в целом.
Из-за роста скорости в целом требования к проектному офису повысятся. От PMO будут ждать:
- Отчет/аналитику «за минуту» (NRT)
- Проактивные прогнозы/рекомендации
- 100% кастомизация и преадаптация. Каждый проект должен вестись по своей методологии вместо использования единых регламентов.
- Рост числа «измерений» контроля и оптимизации. Появляются новые показатели, такие как вовлеченность, клиентоцентричность, NPS, и многие другие. Количество «измерений», с которым приходится работать проектному офису, увеличилось
Поколения Y / Z и война за таланты
К 2030 году каждый 5-ый работник будет представителем поколения Z. Компания Hays провела опрос, результатом которого стал рейтинг ценностей и потребностей. Что поколению Z важно в работодателе?
- Развитие навыков и экспертизы
- Интересные задачи
- Внутреннее обучение
- Гибкий график
- Комфортный, креативный офис
- Корпоративные ценности
- Демократичная корпоративная культура
- Бренд работодателя
- Миссия
- Социальная и корпоративная ответственность
Работа PM/PMO теряет популярность. Более привлекательны:
- Product management
- Customer experience
- Digital transformation, AI, ML
В эти сферы оттекают многие из действующих или потенциальных PM. Также, в связи с этим актуальна тема гибридов, в которых нет чистого проектного управления, нет чистого product management, есть смешанная деятельность.
Machine Learning и artificial intelligence
AI работает во многих отраслях разные достижения. PMO отстает в этом. На данный момент нет готового решения для проектных офисов на базе искусственного интеллекта.
Но процессные офисы впереди – process mining уже несколько лет внедрен в крупных компаниях.
Process mining — сквозной интеллектуальный анализ бизнес-процессов на основе «цифровых следов» (логов) в информационных системах. Как это работает:
- Большинство процессов реализуются в информационных системах
- Все действия пользователей в АС логируются (сохраняются) в специальных журналах / лог-файлах
- Анализируя лог-файлы, можно выстроить процесс "как есть”: выявить «узкие места», определить точки приложения усилий для оптимизации
Суть анализа:
- Получаем данные из систем-источников
- Восстанавливаем фактический процесс
- Обрабатываем инструментами МЕ
- Выявляем инсайты/неэффективности
По аналогии с process mining можно предположить, что нас ждет массовое внедрение AI-сервисов в PMO («project mining»), например таких как:
- Оптимизация КСМ
- Балансировка портфеля
- Предсказание сроков завершения проекта
- Авто-мониторинг и авто-анализ рисков
- И многое другое
По мнению PricewaterhouseCoopers замена проджект-менеджера искусственным интеллектом маловероятна, а вот партнерство (кентавр-система = человек + нейросеть) вполне возможна. На первый план выходят такие качества работника, как знание Data science, решение сложных задач и эмоциональный интеллект.
Подвести итог можно цитатой Ричарда Ходжеттса, профессора менеджмента Международного университета Флориды: «Неважно, кто вы: газель или лев — когда встаёт солнце, вам лучше уже бежать.»