
Выступление Елены Артемьевой, директора по аналитике Data Science и исследованиям РАБОТА.РУ, на VII Всероссийском форуме по торговому маркетингу в сфере товаров повседневного спроса FMCG & RETAIL TRADE MARKETING 2024.
Основные тренды рынка труда в 2024 году
Уровень безработицы в течение последних двух лет имеет нисходящий тренд, это существенно ухудшает условия работодателей. По данным служб занятости, на начало 2024 года к такому же периоду 2021 безработица снизилась на 2,9 п.п., или в 6,8 раза. В среднем по РФ уровень безработицы составляет 2,9%. К другим основным трендам можно отнести:
- Падение интереса людей к поиску работы в Интернете. По данным Yandex Wordstat, число поисковых запросов в 2023 году снизилось на 22,7%.
- Существенное снижение индекса конкуренции. В текущих условия это указывает на уменьшение числа соискателей на рынке и на рост предложений от работодателей. Например, в этом году в торговле индекс составил< 2, тогда как для нормальной ситуации должно быть 5-6 резюме на вакансию.
- Сокращение среднего времени для поиска работы. В 2021 году оно составляло 6,8 месяцев, в 2023 – 5,8 месяца.
- Присутствие на рынке труда все большего числа людей старшей возрастной группы Это произошло из-за увеличения пенсионного возраста. Пока работодатели при наборе персонала не всегда учитывают их потенциал.
- Сложности набора персонала в сфере торговли, особенно в рабочих профессиях. Привело к значительному росту зарплат курьеров и водителей, что свидетельствует о повышеном спроса на эти профессии.
- Рост текучести кадров. Происходит по ряду причин, в том числе, из-за нехватки у компаний персонала. Это приводит к регулярным переработкам, стрессам и выгоранию и, как следствие, смене работы.
- Более частое применение ИИ и других технологий в подборе персонала и улучшении результатов поиска вакансий.
Рынок труда массового персонала: особенности и основные проблемы
Рынок труда массового персонала в 2024 году стал более активным и динамичным. Снижение уровня безработицы усиливает проблемы с поиском персонала, особенно в сфере торговли, транспорта, строительства, промышленного производства, перерабатывающих отраслях и сельском хозяйстве. Это заставляет компании использовать различные методы при найме сотрудников – повышать зарплаты, чаще предоставлять расширенный социальный пакет и гибкий график работы.
Если раньше требований к наличию соцпакета было больше у офисного персонала, то теперь и рабочий персонал стал не менее чувствителен к его наличию. Но на первом месте в этой нише по-прежнему остается уровень зарплаты.
Основные причины сотрудников ниши массового персонала для начала поиска новой работы:
- Отказ работодателя повышать зарплату – 43%;
- Постоянный стресс и выгорание – 40%;
- Отсутствие карьерных перспектив – 40%;
- Некомфортные условия труда или графика работы – 37%;
- Желание работать ближе к дому – 24%.
Динамика зарплат массового персонала: совпадают ли предложения работодателей и ожидания соискателей?
Ключевым фактором, влияющим на привлечение кадров, остается уровень заработной платы. Показательным в этом отношении могут быть зарплаты курьеров. Если в 2020-2021 годах у курьеров и водителей зарплата была около 50-70 тысяч рублей, то к 2024 она выросла в два и более раза. В итоге в курьеры начали переходить линейные сотрудники из других сфер. Причем номинальная зарплата в экономике РФ в 2023 году выросла на 14,1%. Реальная, уже очищенная от инфляции – на 7,8%.
Треть компаний не планируют повышать зарплаты в 2024 году, в том числе, потому, что делали это несколько раз в 2023 году. Основная часть работодателей планирует повышение в пределах 10%.
Причем более 80% работодателей отмечают, что зарплатные ожидания кандидатов выросли. При этом две трети из них говорят, что они выросли от 11 до 20%, а 25% компаний отмечает рост зарплатных ожиданий до 1,5 раз. Это сильно расходится с процентом индексации зарплат, так как большинство работодателей повысило ее всего до 10% за год.
Когда человек хочет поменять работу и идет на рынок труда, он ищет зарплату больше чем имеет сейчас. Хотя бы на 15-20%. В случае с айтишниками ожидания по новой зарплате могут быть выше в 1,5-2 раза.
Когда ожидания не совпадают с предложениями, сотрудник может уволиться из компании даже при регулярном увеличении зарплаты.
- Столь большие расхождения между предложениями и ожиданиями отчасти вызваны ростом инфляции.
- Иногда зарплаты могут казаться меньше из-за личных ожиданий и плохих условий работы.
- Чувства сотрудников, такие как недовольство коллегами или графиком работы, тоже играют немалую роль и могут привести к уходу с текущей работы, даже при увеличении зарплаты.
Однако помимо финансовых мотивов соискатели в 2024 стали больше обращать внимание на другие аспекты – график работы, социальный пакет, условия труда и возможности карьерного роста.
По прогнозам, в 2024 и нескольких следующих лет индекс конкуренции в сфере FMCG сохранится низким, что сделает поиск сотрудников сложным. В этой ситуации кадровым службам компаний при поиске работников стоит чаще обращать внимание на изменения, происходящие на рынке труда, проводить исследования EVP и адаптировать предложения в соответствии с потребностями кандидатов.
На нашем сайте доступны программы ближайших форумов, списки спикеров и другая информация о наших проектах.
#trademarketing #fmcg #retail #interforum #interforums