АНАЛИТИКА. Ландшафт рынка труда сферы PR в России

АНАЛИТИКА. Ландшафт рынка труда сферы PR в России

Выступление Елены Артемьевой, директора по аналитике, Data Science и исследованиям, РАБОТА.РУ, в рамках VIII Всероссийского PR+ FORUM 2024.

В сфере PR ситуация на российском рынке труда имеет свои особенности. Составить целостную картину поможет аналитика от одного из крупнейших сервисов по подбору работы в России «Работа.ру». Кто такой специалист в PR, насколько востребована профессия на рынке труда, сходятся ли ожидания работодателей с портретом соискателей — на эти многие другие вопросы ответит статья.

Популярность профессии PR-менеджера

В 2022 году 25% компаний урезали бюджет на маркетинг. Это связано с тем, что результат вложений в эти сферы трудно отследить в бизнес-показателях. Выбирая, на чём сэкономить, решение зачастую падало на PR и SMM. Количество вакансий в 2022 году снизилось на 36%, но индекс конкуренции оставался высоким. Это говорит о том, что среди соискателей этот рынок очень конкурентный. В 2023 году кризис спал и спрос на специалистов снова значительно увеличился, но это по-прежнему рынок работодателя.

Регионально основная масса резюме и вакансий на позицию PR-специалиста приходится на Москву и Санкт-Петербург. Суммарно около трети – на остальные регионы РФ по резюме, и менее половины – на вакансии. Плюс, на этой должности часто возможна удаленная работа и специалисты из регионов часто стремятся выбирать работу в столичных компаниях.

Пересечение профессий в вакансиях

В вакансиях границы профессии размыты. От 20 до 30% вакансий директоров по маркетингу содержат круг обязанностей по развитию PR и выстраиванию внешних коммуникаций. Либо возможна ситуация, в которой PR-менеджер совмещает обязанности бренд-менеджера или интернет-маркетолога.

Высокий индекс конкуренции связан с тем, что в профессию приходят люди из абсолютно разных сфер. Соискатели ищут работу в качестве специалиста в PR из разных индустрий, в том числе из журналистики, проектного менеджмента, организации мероприятий. Это приводит к тому, что на рынке значительно больше специалистов, чем требуется работодателям.

Также люди идут в сферу с целью наращивать параллельные компетенции. Концепция T-shaped people предполагает, что владение несколькими профессиями повышает шансы на трудоустройство. Работодатели же, желая найти T-shaped специалиста, стремятся сэкономить на ФОТ.

Специалист в сфере PR: взгляд работодателя и реальный портрет соискателя

Большинство работодателей не интересует образование кандидатов, но почти всем нужны специалисты с опытом работы. 30% работодателей хотят видеть специалиста с опытом работы 4-6 лет.

¾ соискателей — женщины. Основная возрастная категория — от 25 до 34 лет. Большинство соискателей имеет высшее образование. 27% не имеет опыта — и это одно из главных несоответствий между желаниями работодателей и ситуацией на рынке.

Соискатели и работодатели значительно расходятся и по ожиданиям в части графика работы: почти все работодатели хотят видеть сотрудников в офисе, но только 59% соискателей готовы выходить на полный день и работать не удаленно. Многие соискатели ищут возможность подработки или свободный график работы.

Ключевые навыки

Навыки, которые пишут в вакансиях работодатели, обычно соответствуют обязанностям специалистов этой должности. Самые распространенные, это: маркетинговые коммуникации, креативность, организация и проведение мероприятий, работа в команде, написание пресс-релизов, SMM, ведение деловой переписки и т.д. Но из-за того, что в профессию приходят люди из различных индустрий, зачастую в их резюме указаны навыки, имеющие мало общего с работой PR-менеджера. Работодатели выбирают тех, кто наиболее правильно оформил резюме.

Почти 100% вакансий в PR содержат требование владения иностранным языком. И 88% соискателей в PR указывают хотя бы 1 иностранный язык в навыках

В последнее время появился запрос на специалистов, умеющих работать с нейросетями. И это действительно полезный навык, способный ускорить и облегчить работу.

Перейти к мероприятиям

#pr #внешниесвязи #publicrelations #prforum #interforum #interforums

Читайте также
Смотреть все статьи
Подписаться на новости конференции

Будьте в курсе самой свежей информации, специальных ценовых предложениях и конференциях компании InterForum

Бизнес конференции
и форумы в Москве

Компания InterForum создает бизнес конференции и форумы, позволяющие участникам получить доступ к уникальной информации, необходимой для адекватных реакций на вызовы рынка и принятия компетентных бизнес-решений.