
Выступление Кирилла Султанова, управляющего директор, Дирекция цифрового продвижения, БАНК ВТБ, в рамках VIII Всероссийского PR+ FORUM 2024.
Соцсети - это важный и часто недооценённый инструмент управления репутацией и продажами. Емкость B2B-аудитории в соцсетях составляет более 35 млн человек. «ВКонтакте» сейчас является самой популярной соцсетью, но аудитория Telegram стремительно растет и в скором времени превысит аудиторию ВК. Так как эта соцсеть всё ещё в новинку для B2B, сосредоточимся на особенностях продвижения бизнеса в тг.
ВК или ТГ: что выбрать?
При регистрации ВК собирает данные о пользователе: возраст, город проживания, образование и многое другое. Для регистрации в Telegram нужен только номер телефона, о пользователе нет открытых данных. Из-за этих различий инструменты продвижения сильно различаются. В ВК возможен таргетинг на узкую аудиторию, например, на подписчиков того или иного сообщества. Тг направлен на создание сообществ. ВК подойдет, если у вас есть разовые продажи, бизнес ограничен географически или специфически, масштаб бизнеса не очень большой и у вас нет необходимости строить сообщество вокруг бизнеса. Лучше выбрать тг, если вам нужно создать сообщество, в бизнесе долгий цикл сделок, есть повторные кросс-продажи или есть необходимость поддержания отношений с текущими клиентами.
Как развивать telegram-канал?
86% процентов пользователей telegram ведут там личные переписки. Если пользователь подписывается на канал компании, то он отображается рядом с личными переписками. При этом роль канала может быть разной.
Основные категории бизнес-каналов:
- Корпоративный блог. Подходит для крупной компании, у которой главная задача — репутационная. Таким образом компания поддерживает отношения с партнерами, акционерами, инвесторами, бренд укрепляется. Но у такого формата есть большой минус: подписчики канала должны быть заинтересованы именно в вашей компании. Могут возникать сложности с масштабированием.
- Экспертный блог. Это подходит тем, кто заинтересован в длительных отношениях с клиентом. Формат позволяет привлекать максимально широкую аудиторию, интегрировать нативную рекламу и повышать доверие к бренду. Однако от исключительно образовательного контента читатель утомляется и теряет интерес. Формат требует выделения ресурсов, например, времени эксперта.
- Канал продаж. Может подойти B2B-интернет-магазинам, но у формата больше минусов, чем плюсов. Такой контент привлекает мало подписчиков. Если у вас интернет-магазин, лучше оформить чат-бот для совершения покупок.
- Личный блог. Это ведение канала от лица руководителя. Вы напрямую делитесь своими кейсами. Подходит малому бизнесу в области креативных индустрий. Тяжело масштабируется, есть большие репутационные риски. Но при этом есть и очевидные плюсы: развитие личного бренда, живой формат, не требует много времени, вызывает больше доверия у клиентов
- Привлечение персонала. Обычно не основной канал. Если в компании много вакансий, можно за счет этого немного сэкономить на привлечении персонала
- Канал внутрикорпоративных коммуникаций. Альтернатива тому, чтобы развивать портал или печатать журнал. Повышает лояльность сотрудников, day-to-day коммуникация с персоналом. Минусы: трудно отследить, действительно ли ваши подписчики работают в компании, отсутствует возможность для пользователей публиковать контент. Альтернативой каналу может стать общий чат для сотрудников с администраторами.
- Медиа-площадка. Подходит большим брендам с разноплановыми задачами. В одном месте сочетает разные подходы (экспертный, развлекательный и продуктовый контент). Это привлекает более широкую аудиторию. Минус заключается в затратах большого ресурса на ведение канала.
Особенности работы в Telegram
Telegram часто позволяет упростить процесс создания контента. Форматы контента:
- Проведение вебинаров
- Запуск чат-ботов
- Запись кружков
- Публикация подкастов
- Публикация stories
- Текстовый и визуальный контент
Тренды в Telegram 2024:
- Мгновенный ситуационный маркетинг. Важно, чтобы вы гибко подходили к созданию контенту. В тг популярен новостной контент.
- Фокус на аутентичности. Так как появляется много каналов, надо стараться найти уникальный контент и интересно его подавать.
- Персонализация. Говорите с пользователем.
- Видеоконтент (с субтитрами).
Типичные ошибки в SMM:
- Канцелярский TOV. Должно быть ощущение, что с читателем общается представитель компании и разговаривает на понятном языке. А еще вы можете использовать юмор, даже если являетесь серьезным брендом.
- Нерелевантный контент.
- Все типы контента в одну кучу, не определена ЦА. Тот случай, когда в одном канале есть всё: новости компании, интервью с сотрудниками, предложение о трудоустройстве, экспертный контент о продуктах.
- Отсутствие визуального оформления.
- Дублирование контента из других соцсетей. Все соцсети разные, для каждой нужно писать уникальный контент.
- Отсутствие описания в канале
- Сложно найти telegram-канал компании на сайте
- Отсутствие SMM-специалиста
#pr #внешниесвязи #publicrelations #prforum #interforum #interforums