ДОКЛАД. Судебная практика в сфере маркировки рекламы: юридические аспекты, прецеденты и практические советы

Выступление Валерия Афонина, руководителя практики «Цифровое право», ЮК «ЗАРЦЫН И ПАРТНЕРЫ», в рамках VIII Всероссийского PR+ FORUM 2024.

В сентябре 2022 года было внесено изменение в законодательство, согласно которому вся интернет-реклама должна маркироваться. Определение рекламы в законе достаточно размыто, и это делает шаблонные рекомендации неэффективными. Но судебная практика позволяет вывести некоторые закономерности. Разберёмся, какие материалы необходимо маркировать.

Что является рекламой?

Что же является рекламой? В федеральном законе о рекламе есть определение. Из него можно вывести следующие критерии. Реклама, это информация, которая:

  • распространена любым способом,
  • в любой форме,
  • с использованием любых средств,
  • адресована неопределенному кругу лиц,
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под первые четыре пункта может попасть всё что угодно. Для нас наиболее интересна часть, в который говорится, что эта информация направлена на привлечение внимания. Юридическая проблема заключается в том, что эта формулировка слишком расплывчатая. В связи с этим, не видя конкретный материал, сложно сказать, сочтут ли Роскомнадзор и ФАС материал рекламным.

Точно не являются рекламой:

  • справочно-информационные материалы. Например, каталог товаров на маркетплейсе является не рекламным, а ознакомительным материалом.
  • аналитические справки
  • информация о товаре или о его упаковке
  • вывески, указатели
  • информация, которая интегрирована в произведения науки, литературы или искусства

Дополнительные признаки рекламы, выведенные на основе прецедентов:

  • Формулировка “неопределенный круг лиц” подходит и для ограниченного круга лиц, если это не обращение к конкретному человеку. То есть, если у вас есть база людей, с которыми вы раньше взаимодействовали — это также считается неопределенным кругом лиц.
  • Если один товар выделяется среди другой информации, на нём делается акцент — это тоже признак рекламы.
  • Есть призыв к приобретению
  • Есть информация о стоимости

ВАЖНО! Если в материале нет вышеперечисленных признаков, это не значит, что этот материал не признают рекламой.

Маркировка интернет-рекламы

Разновидности маркировок:

  • Информирование о рекламе
  • Маркировка Интернет-рекламы
  • Возраст, предупреждение в отношении отдельных объектов рекламирования
  • Другое

Процесс маркировки рекламы

  • За маркировку рекламы ответственны две стороны: рекламодатель (тот, кто заказывает рекламу) и рекламораспространитель (тот, кто доводит рекламу до конечного получателя). Они должны передать информацию оператору рекламных данных (ОРД). При этом законом предусмотрена возможность для рекламодателя переложить свою ответственность по уведомлению Роскомнадзора на рекламораспространителя. Это должно быть закреплено в договоре. В этом случае только рекламораспространитель несет ответственность за получение токена.
  • ОРД передает данные в ЕРИР — Единый реестр интернет-рекламы.

Самые распространенные ОРД: Яндекс, Озон, МТС, ВК и др. Можно пользоваться любым наиболее удобным для вас, они равноценны. Чаще всего систему, на которой компания продвигается, и выбирают в качестве ОРД.

Закон подразумевает несколько ситуаций, в которых не надо маркировать интернет-рекламу:

  • Социальная реклама
  • Рассылки по электронной почте и в виде электронных сообщений про собственные товары и товары аффилированных лиц
  • Реклама, которая была распространена в сети "Интернет" в составе телепрограмм и телепередач, радиопрограмм и радиопередач без изменений по сравнению с вещанием

Прочие маркировки

Согласно постановлению правительства, материал, который публикуется с привлечением иностранного агента, должен маркироваться. Если привлекается руководитель, учредитель или бенефициар организации, которая является иностранным агентом, это тоже должно быть указано.

Продукты Meta, признанной в России экстремистской организацией, нельзя использовать для продвижения товаров. Согласно решению Тверского районного суда г. Москвы от 21.03.2022 организация Meta признана экстремистской организацией. При этом использование продуктов пользователями для личных целей допускается.

В 2023 году появилась судебная практика о привлечении к административной ответственности в следующих случаях:

  • Демонстрация на сайте товарного знака Meta
  • Наклейки товарного знака на фотоаппарате при оказании услуг по фотографированию
  • В группе ВК и на визитке отсутствует упоминание об экстремистской организации.

Бизнес конференции в Москве в 2024 году, список в формате PDF

Читайте также
Смотреть все статьи
Подписаться на новости конференции

Будьте в курсе самой свежей информации, специальных ценовых предложениях и конференциях компании InterForum

Бизнес конференции
и форумы в Москве

Компания InterForum создает бизнес конференции и форумы, позволяющие участникам получить доступ к уникальной информации, необходимой для адекватных реакций на вызовы рынка и принятия компетентных бизнес-решений.